В сентябре 2010 года департамент транспорта РФ, совместно с департаментом связи РФ направили документ в правительство Москвы, предлагающий ограничить движение грузового транспорта в выходные дни и дневное время суток по дорогам Москвы. В соответствии с этим документом, грузовым автомобилям с грузоподъемностью свыше 1.5 тонн с 15.01.2011. года будет запрещен въезд, и перемещение внутри Московской кольцевой автодороги с 7.00 до 22.00 по Московскому времени. Данные ограничения не распространяются на большегрузные машины аварийно-спасательных служб, оперативно-технических служб, спецмашины, а также на транспорт, задействованный в уборке территории. Кроме того, в постановлении допускаются случаи проезда крупнотоннажного автотранспорта, осуществляющего международные перевозки, и следующего по маршруту, указанному в сопроводительных документах.

Несомненно, это постановление вызвано необходимостью хоть частично разгрузить автодороги Москвы, задыхающиеся в пробках. Но, к сожалению, возможности для его успешной реализации отсутствуют. Данное предложение департамента транспорта РФ вызвало шквал откликов и комментариев от лидеров различных автосообществ, владельцев компаний грузоперевозчиков, а так же жителей Москвы и Московской области, в той или иной мере имеющих отношение к данной проблеме. Все эти комментарии объединяет один вывод – решение преждевременное и непродуманное технически. И хотя обычный обыватель воспринял это постановление «на ура», это говорит лишь о том, что правительство Москвы заботится – в первую очередь – о своей популяризации, не пытаясь решить проблему наиболее конструктивным способом. Действительно, откуда обычному жителю столицы знать, какие последствия могут возникнуть в случае принятия этого преждевременного решения?

Несложные подсчеты позволяют прогнозировать удорожание срочных «дневных» поставок товаров народного потребления, перевозимых, в случае вступления постановления в силу, малотоннажным грузовым транспортом. А ведь это, в первую очередь, – продукты питания, бытовая химия и другие товары повседневного спроса. Не очень радужная перспектива, которая, увы, неизбежна. Если большегрузные автомобили перевозят от 20 до 40 тонн грузов за один рейс, то для того чтобы перевести это же количества грузов, малотоннажному автомобилю понадобиться сделать от 13 до 26 рейсов. Средняя стоимость четырех часов работы автомобиля Газель – 2100 рублей, а еврофуры – 6800 рублей. Как видим из приведенных выше цифр, стоимость перевозимых грузов становится просто астрономической.

Еще одной – отнюдь немаловажной проблемой – является то, что за пределами МКАД не предусмотрены автопарковки для большегрузного транспорта. Где же, в таком случае, будут стоять в дневное время, пребывающие фуры? Запруженные обочины на многие, многие километры на подъезде к МКАД – вот что ожидает столицу, в случае принятия постановления. Кроме того, у каждого промышленного предприятия или оптовой базы существуют совершенно определенные часы приема и отгрузки товаров и продукции – графики. В этом случае непонятно, каким образом будут функционировать эти товарораспределительные центры. Принять постановление – самое простое действие, а вот его техническое осуществление, как обычно, возлагается на авось. Да только получится ли?

Развитие мегаполисов во всем мире происходит по единому сценарию. Для того чтобы разгрузить дороги в городе необходимо произвести, в первую очередь, инфраструктурные изменения, и вывести за его пределы крупные промышленные предприятия, оптовые базы, терминалы и центры логистики. Именно эти меры, как показывает общемировая практика, будут эффективно работать. Кроме того, необходима организация и подготовка стоянок для большегрузного автотранспорта за пределами МКАД. И здесь возникает резонный вопрос: если постановление, запрещающее въезд большегрузного автотранспорта на дороги Москвы, – это инициатива правительства Москвы, то по логике вещей, правительство и должно финансировать эти масштабные изменения. В противном случае, вынесение данного постановления, будет являться ничем иным, как очередной пиар-компанией, и не более того.